Двадцать второго — двадцать четвертого июля в деревне Никола-Ленивец в Калужской области в одиннадцатый раз проходил фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Он, кажется, окончательно утратил свое изначальное обаяние, превратившись в очередной слет хипстеров на пленэре. Чтобы понять идеи ленд-арта и проникнуться метафизикой огромных пространств, в которых «живут» произведения искусства, сюда нужно приезжать после фестиваля, желательно в будние дни.
Уже около семи лет художник Николай Полисский дистанцируется от придуманного им фестиваля. И дистанцироваться есть от чего. Фестиваль в нынешнем виде напоминает провинциальный день города с ночной дискотекой в финале: толпы людей, изнывающих от жары, комаров и слепней, целый день бродят по полям и лесам в поисках объектов-«развлечений», а затем до шести утра будоражат местных скрипом диджей-сетов. А искусство всё-таки для осмысления требует тишины и определенного уровня свободы.
Многие и до сих пор по привычке приезжают из столицы в далекое село (дорога занимает, как правило, более четырех часов на машине) именно на «дядю Колю». Посмотреть на созданные художником и его артелью фантастические объекты из деревьев и прочих экоматериалов. И, к счастью, дистанция — не разрыв отношений: каждый год новые скульптуры Полисского появляются на полях области. И этот сезон не исключение — открылись «Белые ворота», огромное сложносочиненное сооружение, то ли парадный вход, то ли храм солнца, встречающее зрителей на пути в заповедный край.
Разбавив программу фестиваля (кроме музыкантов, тут, конечно, теперь всё как у всех: перформансы, лекции, экскурсии, мастер-классы) организаторы в этом сезоне отошли и от негласного манифеста самого Полисского — совместной работы архитекторов с местными крестьянами. С той самой артелью народных умельцев, чьи руки помогают воплощать художнику самые невероятные его памятные проекты — от армии снеговиков 2000 года (более двухсот этих «воинов» изображали стояние русских и монголо-татар в 1480 году на реке Угре) до «Большого адронного коллайдера» в Музее современного искусства Люксембурга Mudam и многих других.
К участию в «Архстоянии» 2016 пригласили архитекторов и художников, дав им фактически карт-бланш на использование материалов. Получилось много хороших работ, отвечающих фестивальной теме, часть которых даже концептуально вписалась в среду. Тем не менее выглядят они случайными странниками, будто по ошибке забредшими в этот «деревянный рай».
В лесу разместились две скульптуры арт-дуэтов Ирины Кориной — Ильи Вознесенского и Дмитрия и Елены Каваргов. Первая — «Теневой павильон» — огромная шишка из оборонительных щитов. Вторая — «Обитаемое вещество» — своеобразная мыслеформа из полимеров, ставшая практически визитной карточкой Дмитрия Каварги. Здесь она как Ноев ковчег — можно забраться внутрь и «спастись» в коконе от окружающего мира.
На одной поляне — объект в виде головы «Дом бомжа» Павла Суслова, сложенный из холстов. На другой — походная палаточная «пагода» с деревянным тотемным столбом внутри. И только мост через речку, соединивший деревню Звизжи с парком «Никола-Ленивец», от архитектурного бюро Wowhaus сделан всё из того же дерева, что так любит художник Полисский и что так, благодаря ему, полюбили мы.