Около недели назад было объявлено об изменениях в организации Московской биеннале современного искусства — уходит бессменный комиссар Иосиф Бакштейн, с чьим именем биеннале плотно ассоциируется в России и мире с 2005 года. Функции организаторов биеннале берут на себя галеристы, которым Бакштейн передал бренд биеннале.

Упорядоченную дискуссию о дальнейшем развитии этого крупного выставочного проекта, который пройдет осенью 2017 года, организаторы попытались провести 16 июля в институте «Стрелка». ARTANDHOUSES записал самые яркие реплики участников обсуждения.

Михаил Пиотровский

Генеральный директор Государственного Эрмитажа

Biennale-Strelka5Московская биеннале хорошо себя зарекомендовала, поэтому нужно с осторожностью подходить к изменениям. Важно сохранить участие Иосифа Бакштейна — у него, кроме громадного опыта, есть еще и международное реноме. Кураторов надо чередовать — приглашать один раз российского, другой раз зарубежного.

Нужно сделать так, чтобы биеннале была частью календаря событий современного искусства в мире. Также стоит прописать процент русских участников. И Эрмитаж готов активно участвовать, помогать, где нужно, — у нас есть опыт проведения биеннале Manifesta. Россия всегда демонстрировала и демонстрирует, что современное искусство может быть интеллигентным. Нам надо дать образец нескандального, непровокационного искусства.


Сергей Хачатуров

арт-критик

Biennale-Strelka6Цель биеннале — исследование и просвещение, создание некоего пространства для общения на глобальные темы. Художник должен делать к биеннале именно новую, «незасвеченную» работу.

 


Евгений Святский

художник, участник арт-группы AES+F

Biennale-Strelka7Биеннале необходимо то, чего не хватает нашим институциям — постоянной фундаментальной работы круглый год. Офис должен быть центром консолидации, сбора информации. Где наши книги о современном искусстве? Где критики? Никто у нас ничего не делает. Удачной работой у художника получается именно та, над которой художник работает давно, а биеннале ему предлагает закончить ее и показать, а не состряпанная на скорую руку халтура. Создавать эту ситуацию правильного отбора биеннале и призвана. Что-то привезти и показать здесь людям, не имеющим возможности путешествовать, и в то же время познакомить с тем, что происходит с искусством у нас, в России, — вот задачи биеннале, которые можно осуществить при согласованной работе действующих институций. Я хочу видеть биеннале как результат системной работы, а не аврала, чтобы мы наконец получили репрезентацию серьезно проделанного исследования. Также хочется, чтобы звездный куратор сумел увидеть то, что есть в России, и вытащить на публику неожиданные вещи.


Анатолий Осмоловский

художник

Biennale-Strelka4Я считаю, что отличная тема для биеннале — это апокалипсис. Я помню времена, когда художники переживали, что они русские. Все думали, как же избавиться от этой пристежки «русский художник». Подразумевалось, что есть мировые художники, а есть русские. Но появление группы молодых британских художников эту проблематику сняло, выяснилось, что есть британские, французские и многие другие. У нас до сих пор не написано никакой истории именно русского современного искусства. Нам нужно подумать о собственной специфике.

Уникальность мероприятия должна быть заново продумана. Еще другая идея — можно биеннале провести только в мастерских художников. Или еще идея — провести биеннале, где все показанные работы купят наши музеи. Представляете, как все повалят в Россию?


Марина Лошак

Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина

Biennale-Strelka3Мне не нравится роль Иосифа Бакштейна в сегодняшнем разговоре, который, как «отец русской демократии», тихонечко сидит. Это не заслуженный дедушка, а живой человек, который может дать дельный совет.

Важно, чтобы события и проекты биеннале превратились в продукт немаргинального свойства. Пушкинский музей может быть площадкой междисциплинарной. Главные точки, на мой взгляд, позволяющие биеннале существовать, — это личность человека во главе и частные деньги (они дают большую степень свободы).

Для того чтобы показать полезность биеннале для города, нужен годовой отчет, чтобы было понятно, кто приезжает именно на биеннале, какие это люди.

Наличие постоянного места для человеческой натуры очень важно, история места вообще играет особую роль. Может быть, для биеннале стоит изобрести традиционное место. Также стоит подумать о том, чтобы пропустить год и сделать важные вещи, потому что сейчас мы находимся лишь на стадии обсуждения.


Николай Палажченко

арт-дилер, искусствовед

Biennale-Strelka1За время существования биеннале изменился и город. Если в первый раз, в 2005 году, это было в диковинку, то сейчас мы имеем «Гараж», «Винзавод», современное искусство пришло в музеи.

Москва — один из самых динамичных городов. У меня есть ощущение, что эта динамика будет только развиваться. Нужно зафиксировать константы, свойственные именно Московской биеннале. Особенности биеннале, за которые мы ее любим: во-первых, то, что она каждый раз происходит на новой площадке, это привносит свежесть; во-вторых, некоторые параллельные проекты не менее важны и интересны, чем основной проект. К биеннале все институции стараются сделать групповые или персональные выставки, в итоге получается целый фестиваль современного искусства для зрителей.

Странные и экзотические идеи могли бы укладываться в параллельную программу, а основной проект требует куратора-звезду и новую площадку. Зачем менять этот формат? Биеннале просто пора уйти в город и делать проекты паблик-арта, проекты, анализирующие динамику изменений Москвы, — это дико интересно и для философов, и для художников.


Татьяна Арзамасова

художник, участник арт-группы AES+F

Biennale-Strelka2Москва имеет свою харизму, привлекательную для художников и коллекционеров, сегодняшний бум музейной активности необходимо использовать. Последняя VI Московская биеннале проиграла из-за перенесения места основного проекта на ВДНХ, в этот сталинский рай.

Офис биеннале должен стать банком информации, центром по изучению трендов, художников.


Семен Михайловский

Ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; комиссар павильона России на Венецианской биеннале

Biennale-Strelka9У меня есть убеждение, что современное искусство нужно объяснять. Мы сейчас проводим в Манеже выставку «Современные русские художники, участники Венецианской биеннале. Избранное». Инстаграм у нас наполнен красивыми молодыми людьми, побывавшими на этой выставке. Смотришь — и будто это другая страна, новое сообщество. Они приходят, потому что понятный проект.