Благодаря современным гаджетам процесс самоидентификации творческой (и не творческой) личности широко распространился, получив название «селфи», и, увы, вывел старинный жанр автопортрета за рамки изобразительного искусства.

Многие художники, исследуя диалектику собственного внутреннего мира, нередко писали автопортреты, причем иные в этом особенно преуспели. Рембрандту приписывается девяносто картин, где он в том числе изобразил себя. Наследие Ван Гога сохранило нам более двадцати автопортретов. Фрида Кало, та написала себя пятьдесят пять раз, в чем перещеголяла даже Альбрехта Дюрера с его полусотней автопортретов. Ну и, разумеется, подходящий повод вспомнить знаменитую коллекцию автопортретов художников, хранящихся в коридоре Вазари музея Уффици во Флоренции, насчитывающую полторы тысячи полотен.

Кураторы Русского музея поставили перед собой задачу последовательно выстроить историю отечественного автопортрета от начала XVIII века до сегодняшнего дня и показать, как русские художники, разглядывая себя в зеркале, копаясь в дебрях психологического состояния, запечатлевали собственную личность (нередко в бархатном берете с кистью и палитрой в руках) такой, какой хотели сохранить ее в истории.

В. Э. Борисов-Мусатов "Автопортрет с сестрой" 1898

В. Э. Борисов-Мусатов
«Автопортрет с сестрой»
1898

Богатейшая музейная коллекция живописи, графики и скульптуры вполне позволяет реализовать этот проект. На только что открывшейся выставке в корпусе Бенуа зритель увидел хорошо знакомые автопортреты Федора Толстого, Карла Брюллова, Ильи Репина, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Натана Альтмана, Владимира Татлина, Виктора Борисова-Мусатова, Казимира Малевича, Георгия Гурьянова и многих других.

Ф. П. Толстой "Семейный портрет" 1830

Ф. П. Толстой
«Семейный портрет»
1830

В. Яковлев "Спор об искусстве" 1946

В. Яковлев
«Спор об искусстве»
1946

В.Е.Татлин "Матрос" 1911

В. Е. Татлин
«Матрос»
1911