В Санкт-Петербурге в Строгановском дворце, на одной из площадок Русского музея, при поддержке галереи «Веллум» открылась выставка русского и советского художника Николая Шестопалова (1875–1954), чья жизнь прошла на изломе исторических эпох и делится на «до» и «после».
Шестопалов родился в 1875 году в простой крестьянской семье в Пензенской губернии. Позже с родителями переехал в Петербург, учился в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, а также художественной студии, которую организовала меценат и коллекционер Мария Тенишева. Именно в тенишевском заведении молодой художник и повстречал великого Илью Репина, который там преподавал, и, очевидно, попал под сильнейшее влияние мастера. Впрочем, из репинских уроков юный провинциал вынес умение выстраивать перспективу в пейзажах и тихих домашних жанровых сценах, а вся мощь идей передвижничества и сильных характеров прошла мимо него.
Возможно, поэтому имя Шестопалова не зазвучало ни тогда, ни позже, когда он начал участвовать в выставках легендарного объединения «Мир искусства». И идя «рука об руку» с Борисом Кустодиевым, Валентином Серовым и Николаем Фешиным (учениками Репина) или Александром Бенуа и Львом Бакстом (художниками-мирискусниками), он довольствовался ролями второго плана, хотя в его интерьерной живописи и тренировках на пленэре можно найти и мягкость Эдуарда Мане, и пастельные тона и солнечность импрессионистов и постимпрессионистов, и авангардистские приемы Петра Кончаловского, с которым они были погодками.
Революция 1917 года дала ему шанс на реванш, который, вероятно, художник ждал. Почти сразу он вступает в Ассоциацию художников революционной России, и начинается его «вторая» жизнь под знаменами советской пропаганды со всеми соответствующими духу времени сюжетами — стройками, советским бытом и ликами вождей. Но, увы, и в новых реалиях более талантливых и удачливых рядом с художником оказалось больше, и в партийных кабинетах висели репродукции с образами вождей работы Исаака Бродского, а не Николая Шестопалова.
В конце жизни и после смерти художник был практически забыт, восстановлением памяти о нем и занимается галерея «Веллум», предоставившая для выставки в Русском музее большинство произведений из своей коллекции.