Глядя на интерактивную карту Британского королевства с обозначением мест, где работал Кейпебелити Браун, удивляешься, как один человек мог успеть так много, пусть и за сорок лет активной деятельности — карта почти сплошь покрыта метками, с его именем связаны не менее ста семидесяти имений. Над ландшафтом одних Браун работал по многу лет, в другие наведывался как консультант, однако очевидно, что вся Англия, не только вокруг Лондона, но и далеко на север, запад и юг от столицы, была охвачена его идеями. Добирался он и до Уэльса и Шотландии. Оформив тысячи акров земли в британских поместьях, он фактически изменил лицо Англии XVIII века и создал то, что во всем мире называется пейзажным или английским парком — прекрасным в своей естественности, которая кажется первозданной, но на самом деле тщательно выверена и продумана (в противовес французским регулярным паркам, подражающим Версалю).

Richard Cosway (c) Private Collection

Ричард Косвей
«Портрет Кейпебелити Брауна»
© Частная коллекция

Пейзаж как смесь поэзии и философии

Карьера Ланселота Брауна развивалась стремительно — сразу после школы он стал садовником в поместье Киркхарл в графстве Нортумберленд, где работали его родители и где сам он родился в августе 1716 года. В двадцать три года начал работать самостоятельно, в двадцать пять благодаря хорошим рекомендациям был приглашен в великолепное имение Стоу, которым владела семья видных британских политиков. Они открыли Брауну путь к другим знатным заказчикам, и к середине века, не достигнув еще и сорока лет, он уже был самым известным и желанным ландшафтным архитектором в стране и тогда же получил прозвище Capability. О его происхождении есть несколько легенд. По одной, общепринятой, Брауна прозвали «умелым» за его талант обыгрывать природный ландшафт. Согласно другой, когда очередные заказчики приглашали Брауна для консультации, он, внимательно изучив фронт работ, говорил что-то вроде «It’s capability», имея в виду богатые возможности для преобразований и, вероятно, в уме уже подсчитывая гонорар.

Поместье Стоу ©National Trust Images, Andrew Butler

Поместье Стоу
©National Trust Images, Andrew Butler

В Стоу Браун работал под началом Уильяма Кента, известного архитектора и придворного живописца, который принес в Англию идеи палладианства и заложил основы неоклассицизма. Кент первым в Англии отказался от регулярной планировки и начал проектировать парки как естественное продолжение окружающего пейзажа. В этом нашли отражение идеи эпохи Просвещения. Философы писали о гармонии и логике, изначально существующих в природе, и искали пути ее постижения. Ландшафтное искусство шло об руку с литературой и поэзией — пейзаж «читался» как поэма или рассказ. Одна из заказчиц Брауна описала их разговор во время прогулки по парку, где Браун объяснял ей свои принципы, используя грамматические аллюзии: «Вот здесь, — говорил он, — я ставлю запятую, а здесь, когда нужен более решительный поворот, у меня двоеточие. На месте паузы глазу нужен разлом. А теперь полная остановка, и затем я начинаю новую тему». Паузами, запятыми и двоеточиями служили деревья, сгруппированные в соответствии с цветом кроны, озера, холмы, бескрайние поля и тщательно продуманные виды: от главного дома открывались величественные перспективы, из дальних точек имения обязательно был выгодный вид на замок, как будто случайно появившийся между деревьями.

Вид из окна по законам классической живописи

Браун всегда исходил из двух практических соображений: обеспечить комфорт и изящество. С одной стороны, парк должен был отвечать всем потребностям заказчиков, с другой — это была не менее важная, чем главный дом, репрезентативная часть имения, которой нужны и сельская идиллия, и ощущение широкого, безграничного пространства. Болота, непригодные для земледелия, очищались и превращались в озера с изогнутыми очертаниями, через которые перебрасывались романтические мостики, в стороне появлялись огороженные кухонные садики или попросту огороды, обязательными были разнообразные укрытия от ветра и дождя для хозяев и их гостей во время долгих прогулок — Браун выступал как архитектор и проектировал ротонды, гроты и прочие парковые постройки. Разумеется, он учитывал природный ландшафт, но при этом «дорабатывал» его, подчеркивая эффектные стороны и сохраняя (или создавая) ощущение нетронутой природы.

© Highclere Castle

Замок Хайклер
© Highclere Castle

Характерный пример — земли вокруг замка Хайклер, известного всему миру как место обитания героев сериала «Аббатство Даунтон». Когда в 1770 году Браун приехал в Хайклер, замок со знаменитым псевдоготическим силуэтом еще не существовал — Чарльз Бэрри, автор лондонского парламента с Биг-Бэном, построит его семьдесят лет спустя на месте старого дома уже среди пейзажей Брауна. В XVIII веке хозяйственные постройки, кирпичная стена старого кладбища, массивы деревьев загораживали просторы, фигурировавшие в фильме. Браун не просто освободил перспективу от всего лишнего, но выстроил вид практически по законам классической живописи. Придал газону перед домом вогнутую форму, создав обрамление для холмов на заднем плане. Высадил деревья в зависимости от их высоты и цвета листвы — на западе темные кедры, чьи длинные тени особенно красивы в свете заходящего солнца, на востоке липа и бук с более светлой кроной.

Богатый и знаменитый

В тридцать семь лет Ланселот Браун открыл счет в лондонском Драммондс-банке, что, во-первых, говорило о его растущем благосостоянии, а во-вторых, позволило нынешним историкам проследить стоимость некоторых его заказов. Например, за работы в Хайклере на счет Брауна поступило £400, при том что среднее английское жалованье в то время составляло менее £40 в год. И это был не самый крупный его заказ.

Среди работ Брауна было несколько исторических имений исключительной ценности и важности, которые в настоящее время входят в объединение Treasure Houses of England, «сокровищницу» английских замков. Среди них — Чатсуорт, Бленхейм и Берли-хаус, над парком которого Браун трудился двадцать пять лет, дольше всего в своей карьере. Резиденция, построенная первым министром Елизаветы I Уильямом Сесилом недалеко от Лондона, на окраине Стамфорда (в этом городке Джо Райт снимал экранизацию «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли и Мэттью Макфэдиеном), может служить энциклопедией приемов Умелого Брауна.

CapabilityBrown8

Берли-хаус
© Burghley House

Одно из самых оригинальных его изобретений — ров под названием «ха-ха», служивший преградой для пасущихся овец и неизвестно почему получивший такое название. Англия — страна фермеров, и овечки — неотъемлемая часть английского пейзажа. «Ха-ха» располагался между газоном, прилегающим к главному дому, и пастбищами. Со стороны дома ров имел отвесную стену, со стороны пастбищ — пологий склон, но и газон, и пастбища находились на одном уровне. Таким образом «ха-ха» не был заметен издалека и, в отличие от заборов, не портил пейзаж.

Королевский садовник

Брауна любили не только аристократы, но и король. Генрих III назначил его старшим садовником королевского дворца Хэмптон-корт, таким образом официально признав его заслуги. По иронии именно в Хэмптоне Браун ничего не менял, а лишь поддерживал в надлежащем порядке регулярные барочные сады, созданные предшественниками. Зато оттуда перекидывается мостик, связывающий Брауна с Россией.

Веджвуд Сервиз с зеленой лягушкой - вид Стоу, первый большой заказ Брауна Государственный Эрмитаж

Джозайа Веджвуд
Тарелка из «Сервиза с зеленой лягушкой» с видами поместья Стоу
© Государственный Эрмитаж

Русская государыня Екатерина II была страстной англоманкой. Залучить Брауна в Петергоф ей не удалось, над Английским дворцом и парком работали Кваренги и ученик Брауна шотландец Джеймс Мидер (постройки разрушены во время Второй мировой войны). Последний, вероятно, способствовал феноменальной сделке — у помощника Брауна, занимавшегося обмером земель, Джона Спайерса Екатерина купила полторы сотни рисунков, выполненных как раз во времена Брауна, с видами садов Хэмптон-корта. Щедрая императрица заплатила второсортному художнику 1000 рублей, колоссальную по тем временам сумму. Потом рисунки затерялись в музейных фондах, в 2002 году были заново открыты и атрибутированы и сейчас составляют ядро выставки «Императрица и садовник», которая продлится в Хэмптон-корте до конца лета. Кроме них, на выставке можно увидеть знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой», созданный по заказу императрицы английским керамистом Джозайей Ведждвудом, предметы которого украшены английскими пейзажами, в том числе созданными Брауном.

Джон Спайерс "Вид Хэмптон-корта, где Браун служил главным садовником" Эрмитаж

Джон Спайерс
Вид Хэмптон-корта, где Браун служил главным садовником
© Государственный Эрмитаж

Трехсотлетие со дня рождения садовника, изменившего пейзаж целой страны, в Англии, разумеется, отмечается пышно — в каждом из ста семидесяти замков есть программа лекций и экскурсий. Но главное — специально к юбилею во многих имениях постарались максимально восстановить ландшафты архитектора. Чем не повод для большого английского путешествия?


Берли-хаус

Вид на замок Берли-хаус
© Burghley House

Вид на замок Берли-хаус Фото: Ирина Осипова

Берли-хаус
© Burghley House

Поместье Берли-хаус Фото: Ирина Осипова

Поместье Берли-хаус
© Burghley House

Поместье Берли-хаус Фото: Ирина Осипова

Поместье Берли-хаус
© Burghley House

CapabilityBrown10

Поместье Берли-хаус
© Burghley House

Берли-хаус Фото: Ирина Осипова

Закат в поместье Берли-хаус
© Burghley House

Замок Хайклер © Highclere Castle

Замок Хайклер
© Highclere Castle

"Ха-ха" ров в поместье Хайклер © Highclere Castle

Ров «ха-ха» в поместье Хайклер
© Highclere Castle

Сады и огороды поместья Хайклер © Highclere Castle

Сады и огороды поместья Хайклер
© Highclere Castle

Дворец Бленхейм © Blenheim Palace

Дворец Бленхейм
© Blenheim Palace

Замок Бивер © Belvoir Castle

Замок Бивер
© Belvoir Castle

Харвуд-хаус (c)Harewood House Trust, Amanda Bond

Харвуд-хаус
© Harewood House Trust, Amanda Bond