Мастер современной скульптуры Урс Фишер (1973) предпочитает воск и исследует процесс трансформации этого пластичного материала, а с ним и свойства глины, дерева, стекла и даже хлеба. Арт-объекты Фишера нередко саморазрушаются во время экспонирования: тает парафин или гниют фрукты. «Мне интересны столкновения вещей», — разъясняет сам Фишер свой творческий метод.
Одна из самых, пожалуй, известных работы художника под названием «You» представляла собой гигантскую яму в полу, заполненную землей. На производство этого рукотворного кратера ушло десять дней и $250 тыс. Многие также запомнили участие Фишера в одной из недавних венецианских биеннале: скульптор воспроизвел копию знаменитого маньеристического творения Джамболоньи «Похищение сабинянок». Надо ли говорить, что и это произведение в финале сгорело как свеча?
А также этот уроженец Цюриха крепкого телосложения (говорят, в юности он подрабатывал вышибалой в ночных клубах) любит песни Боба Марли. Текст одной из них: «Если ты большое дерево, то мы маленький топор» — перешел в название московского проекта. «Маленький топор» — масштабная экспозиция, которую музей современного искусства «Гараж» приурочил к годовщине своего пребывания в новом здании, бывшем ресторане «Времена года», реконструированном по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.
В это модернистское пространство Урс Фишер вписал собственную концепцию игры с масштабами и использованием двух десятков небольших по размеру раскрашенных вручную бронзовых скульптур — фигурки лежащих одалисок, одинокий лебедь и такой же одинокий тюльпан в кувшине, яйцо с птичкой, и при том раскрытый рояль в натуральную величину и унитаз, наполненный фруктовым изобилием, плюс желто-голубая девятиметровая криволинейная петля-росчерк. Фишер, он мастер разрушать стереотипы и условности.
Центральное место занимает скульптура-аттракцион, которая целиком является свечой. «Бруно и Йойо» — изваяния приятелей художника в полный рост, сидящих на стульях. Они нежно держатся за руки. Два фитилька будут гореть каждый день, сгорая и тая по мере приближения к концу выставки, тем самым, по-видимому, символизируя бренность всего сущего.
Кроме трехмерных объектов на выставке «Маленький топор» представлена и эмоциональная живопись Урса Фишера. Краски художник наносил поверх пейзажных фотоснимков, которые сделал в собственном саду в Лос-Анджелесе (Фишер с конца прошлого столетия проживает в Америке).
Помимо экспозиции в центральной галерее «Гаража», на площади перед музеем Фишер затеял продолжение своего долгоиграющего коллаборативного проекта «YES», в котором могут принять участие все желающие, создавая скульптуры из необожженной глины и тем самым преобразовывая ландшафт. Этот открытый процесс контрастирует с уединенным творчеством в тиши мастерской, подчеркивая, как считает Фишер, важную роль коллективного творчества.
На пресс-конференции по случаю открытия экспозиции директор «Гаража» Антон Белов сообщил о выставочных планах музея. Весной 2017 года «Гараж» проведет триеннале современного искусства, в которой примут участие российские художники.