Это первая персональная музейная выставка британского художника Джорджа Шоу — и сразу в главном музее Великобритании. Пятидесятилетний живописец, номинант на премию Тернера, шел к ней тридцать лет.

Шоу родился в 1966 году, изучал художественные практики в университете Шеффилда, а в 1998 году даже стал магистром живописи в Королевском колледже искусств в Лондоне. Однако славы ему это не принесло: он поучаствовал в нескольких сборных галерейных выставках, около десятка его моноэкспозиций в 2000-х также прошли в небольших пространствах частных английских галерей. Всё изменилось в 2011-м, когда несколько его работ попали в шорт-лист престижной художественной премии Тернера и были выставлены вместе с произведениями трех других номинантов в Tate Modern. Победу тогда он уступил Мартину Бойсу, но прославился, как и другие номинанты, на весь мир. В 2014 году Национальная галерея пригласила его поучаствовать в программе арт-резиденций в музее, и сегодняшняя выставка — то, что Шоу создал в течение последних двух лет.

Его выставка «Мое возвращение к природе» начинается с графической серии автопортретов в стиле ню. С одной стороны, они подводят непосредственно к названию экспозиции, с другой — составляют оммаж работам старых мастеров, с которыми художник «бок о бок» провел почти два года.

GeorgeShaw3

George Shaw
The Sadness of the Middle-Aged Life Model (2, 12)
2015
© Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

Работами Тициана, Пуссена, Беллини и Брейгеля вдохновлена и серия живописных произведений, представленная на выставке. Точнее — ландшафтами, тонко выписанными почти в каждой картине великих художников. Для Шоу эти деревья и горы в перспективе — подобие таинства из детства, когда мальчишеское воображение создает свои фантастические миры на любой прогулке в лесу.

George Shaw Study for Hanging Around 2015-2016 © Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw
Study for Hanging Around
2015-2016
© Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

На картинах Шоу никогда нет людей, но деревья будто одушевлены присутствием человека или следами его пребывания. Иногда кроны или ветки и стволы причудливо изгибаются, принимая человеческие формы. В своих лесах художник видит саму жизнь, и, возможно, жизнь после смерти. Он и на холстах рисует специальной эмалевой краской Humbrol, которой окрашивают корабли и самолеты, не только для прорисовки тончайших деталей, но и для того, чтобы картина жила вечно.

George Shaw Hanging Around (Landscape without Figures) 2012 © Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw
Hanging Around (Landscape without Figures)
2012
© Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw "The Old Master" 2015-2016 © Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw
The Old Master
2015-2016
© Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw Wounded Tree III 2015 © Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London

George Shaw
Wounded Tree III
2015
© Courtesy : The Artist and Wilkinson Gallery, London