Благодаря стараниям отдела современного искусства Государственного Эрмитажа у нас как будто бы больше не наблюдается дефицита выставок признанных классиков contemporary art. Глава отдела Дмитрий Озерков продолжает расширять кругозор отечественной публики: только что завершила работу ретроспектива Тони Крегга, а в залах Главного штаба уже идет монтаж выставки работ трех западных художников — Тони Мателли, Джима Шоу и Митча Гриффитса. Их манера и язык отличаются, каждый из них прибегает к различным художественным техникам, но тем не менее реалистический подход к отражению действительности их объединяет.

Британец Митч Гриффитс (1971) — последователь классической традиции, адепт масляной живописи. Полотнами крупного формата, в композиции которых угадываются отсылки к хрестоматийным произведениям и даже иконам, Гриффитс эпатирует зрителя, порицает общественные пороки, наркоманию, тщеславие и безнравственность.

Митч Гриффитс «Современная война» 2016 © Репродукция произведений, Митч Гриффитс, Галерея «Хелсион»

Митч Гриффитс
«Современная война»
2016
© Репродукция произведений, Митч Гриффитс, Галерея «Хелсион»

Американский скульптор Тони Мателли (1971) успел поработать ассистентом у Джеффа Кунса. Москвичи неоднократно видели скульптуры Мателли на выставках в галерее Гари Татинцяна. В Санкт-Петербург художник привез, пожалуй, самую известную свою гиперреалистическую работу «Истерзанные». Помимо силикона, полиэстера и полиуретана, Мателли использует в нагоняющей ужас, утрированно натуралистичной скульптуре настоящие волосы. Обычно его работы открыты для любых интерпретаций, но эта вещь явно отсылает к классическому музейному сюжету об изгнании Адама и Евы из рая.

TonyMatelli2

Тони Мателли
«Истерзанные (пара)»
2005–2007
© Галерея Гари Татинцяна и студия Тони Мателли

И наконец, ученик концептуалиста Джона Балдессари, американец Джим Шоу (1952). Его искусство со сложным потоком сознания и живописными сновидениями можно принять за новый сюрреализм. На выставку отобраны два монументальных полотна из серии «Брошенное», написанных художником на старых потрескавшихся театральных задниках.

CapitolVisceraAppliancesmural2

Джим Шоу
«Бытовая изнанка Капитолия»
2011
© Репродукция произведений, Джим Шоу
С разрешения художника и Галереи Саймона Ли, Лондон/Гонконг

Таким образом, зрителю предстоит сравнить три способа использования реалистического метода современными художниками.

Следующий же проект отдела современного искусства Эрмитажа, как обещает Дмитрий Озерков, это выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты», которая откроется 22 октября.