За позднеготическим фасадом палаццо Кавалли-Франкетти на Гранд-канале у моста Академии уже в конце мая развернется экспозиция — трибьют творчеству архитектора Захи Хадид (1950–2016).

Разумеется, ретроспектива притцкеровского лауреата, кавалера Королевской золотой медали RIBA неслучайно пройдет в Венеции, и ее превью совпадет с днями открытия XV Архитектурной биеннале. Почтить память гранд-дамы современного зодчества на главном смотре достижений мировой архитектуры вполне логично.

Инициатором выставки выступает Fondazione Berengo — фонд, основанный владельцем стекольной фабрики на острове Мурано Адриано Беренго (этот фонд поддерживал и выставку Тони Крегга в Эрмитаже).

Фото: Стив Дабл
©Steve Double

Ретроспектива немного усеченная: в пространствах палаццо, где сегодня располагается Институт науки, литературы и искусств, покажут лишь макеты, живопись, рисунки Хадид, ее нереализованные, бумажные проекты и творческие эксперименты. Однако подобный подход дает еще более полное представление о том, откуда произрастали творческие фантазии архитектора, вызывающие у зрителя широкий спектр эмоций — от восхищения до раздражения.

«Без исследований и экспериментов, уж поверьте моему опыту, многого не достичь. Вам кажется, что вы размышляете над чем-то одним, а на самом деле открываете нечто совсем другое», — так описывала свой творческий метод сама Хадид.

ZahaHadidVenice3

Victoria City Berlin
1988
© Zaha Hadid Architects

Начиная с юных лет Хадид не переставала фантазировать и что-то проектировать — необязательно на заказ, чаще для себя. В 1966 году она предлагала «Тектоник Малевича» — проект обитаемого моста, перекинутого через Темзу, в 1994-м рисовала перевернутый небоскреб в Лестере («Площадь Лестер»). Проект клуба «Пик» на вершине горы в Гонконге (1983), равно как и здания оперы в Кардиффе (1994) так и остаются нереализованными. В этом же списке Victoria City Areal — конкурсный проект радикальной перепланировки Западного Берлина (1988), экспериментальный проект The World (1983), проект застройки лондонской Трафальгарской площади (1985).

ZahaHadidVenice6

Grand Buildings
Trafalgar Square
London
1985
© Zaha Hadid Architects

По этим работам можно судить о большом влиянии на творчество Хадид идей русского авангарда, супрематических поисков в области цвета и нового понимания пространства. Становится понятно, что истоки сложных и изменчивых форм проектов британского архитектора, которым Рем Колхас дал определение как «соединение красоты и мощной энергии», во многом лежат в плоскости русской новаторской архитектуры 1920–1930-x.

Хорошо известно, как долго Хадид пришло ждать реальной постройки. Зато успех настиг ее стремительно. Первый реализованный проект — пожарная станция Vitra в Вайле-на-Рейне в Германии 1993 года (к слову, абсолютно конструктивистское здание). И вот уже в 2004 году за постройку Музея современного искусства в Цинциннати ей присуждают Притцкеровскую премию, высшую награду в области архитектуры.

ZahaHadidVenice

Victoria City Berlin
1988
© Zaha Hadid Architects

Отдельное место на выставке в Венеции будет отведено портретам Захи Хадид, сделанным в разное время такими звездами фотоискусства, как Брижит Лакомб, Мэри Маккартни, Стив Дабл.

На вернисаже 25 мая в палаццо Кавалли-Франкетти состоится выступление солистки Большого театра балерины Анны Тихомировой.

Так что всем, кто окажется в Венеции в дни открытия Архитектурной биеннале, стоит непременно занести ретроспективу Захи Хадид в список must-see.

ZahaHadidVenice2

The Peak
Hong Kong
1982-83
© Zaha Hadid Architects

ZahaHadidVenice5

The Peak
Hong Kong
1982-83
© Zaha Hadid Architects

ZahaHadidVenice10

The World (89 Degrees)
1983
© Zaha Hadid Architects