Летний сезон в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроет «Африканское лето в Пушкинском» и выставка «Река Конго», представляющая сто девяносто произведений традиционного искусства народов, населяющих южную часть Камеруна, Экваториальную Гвинею, Габон, Республику Конго и Анголу.

На «гастроли» в Москву приезжает музей, который в 2006 году на парижской набережной Бранли открыл Жак Ширак, испытывающий слабость к примитивным искусствам. Во многом инициатива бывшего президента Франции способствовала тому, что искусство, раннее доступное лишь узкому кругу ценителей, вышло наконец из тени. Мода на tribal art моментально взвинтила цены на аукционных торгах на этот сегмент рынка. Появились рекорды продаж с шестью нулями. В декабре 2010 года конголезская кариатида племени луба, приписываемая «мастеру Були», была продана почти за €5,5 млн.

Антропоморфная маска-шлем Конго. Народность суку XX век Дерево, каолин

Антропоморфная маска-шлем
Конго. Народность суку
XX век
Дерево, каолин

Однако подобный взрыв интереса к племенному искусству наблюдается отнюдь не впервые. В XX веке в рядах охотников за примитивным числились утонченные интеллектуалы, живописцы, политики, в том числе основательница косметической марки Хелена Рубинштейн, владелица L’Oreal Лилиан Бетанкур, министр культуры Франции Андре Мальро, сюрреалисты Анри Бретон и Поль Элюар.

Фигура. Навершие реликвария с останками почитаемого предка Габон. Народность фанг XIX век Дерево, металл

Фигура. Навершие реликвария с останками почитаемого предка
Габон. Народность фанг
XIX век
Дерево, металл

Абстрактные орнаменты африканских тканей, графические очертания метательных ножей подвигли художника Анри Матисса на создание его знаменитых декупажей (цветных аппликаций). Чтобы проиллюстрировать этот момент, куратор выставки в Москве Франсуа Нейт, этнолог, историк искусства, археолог, член бельгийской Королевской академии колониальных стран, монах бенедиктинского монастыря Святого Андрея, почетный профессор Католического университета в Лувене, добавил в экспозицию ткани народности куба, происходящие из коллекции Матисса, и традиционное африканское оружие.

Ткань с геометрическим орнаментом Демократическая Республика Конго. Народность куба XX век Рафия Из коллекции художника Анри Матисса

Ткань с геометрическим орнаментом
Демократическая Республика Конго. Народность куба
XX век
Рафия
Из коллекции художника Анри Матисса

Аккомпанементом к фигуркам идолов, вырезанным из черного дерева и слоновой кости, из Музея Бранли станут полотна из коллекции ГМИИ им А. С. Пушкина: Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других кубистов и фовистов, вдохновлявшихся искусством Африканского континента.

Фигура мбулу нгулу. Навершие реликвария для останков почитаемого предка Габон. Народность кота Начало XX века Дерево, металл

Фигура мбулу нгулу. Навершие реликвария для останков почитаемого предка
Габон. Народность кота
Начало XX века
Дерево, металл

Мсье Нейт разбил проект «Река Конго» на несколько тем. Первая будет посвящена сердцу, вернее, маскам в форме сердца, бытовавшим среди племен тропических лесов Центральной Африки. Вторая часть расскажет о культовых реликвариях и изображениях предков в традиционном искусстве носителей языков группы банту, сохранявших черепа и кости умерших вождей племени. В третьем разделе будут представлены женские фигурки, для народностей, в частности обитающих в районах субэкваториальных саванн Центральной Африки, символизирующие жизненные циклы, новолуние, времена года, плодородие.

Саркофаг Демократическая республика Конго. Народность элеку Начало XX века Раскрашенное дерево, металл

Саркофаг
Демократическая республика Конго. Народность элеку
Начало XX века
Раскрашенное дерево, металл

К выставке подготовлена специальная образовательная программа «Африканское лето в Пушкинском», в рамках которой будут прочитаны лекции по истории, культуре и искусству тропической Африки и состоятся концерты современной африканской музыки.

Маска в форме сердца
Конго. Народность квеле
Начало XX века
Дерево