Несмотря на то, что Мона Хатум уже более сорока лет живет в Великобритании и почти столько же выставляется по всему миру, это ее первая ретроспективная выставка на второй родине. Она охватит последние тридцать пять лет творчества, а центральной работой станет Hot Spot, огромный земной шар из стальных прутьев и неоновых трубок, гудящий и потрескивающий электрическими разрядами, — своеобразный символ антиглобализма, сторонницей которого является художница, и, с другой стороны, символ мирового признания ее творчества.
Британка ливанского происхождения в 1975-м переехала из родного Бейрута, когда там началась война, в Лондон. И на молодую 23-летнюю художницу, конечно, не могли не повлиять два главных направления в искусстве XX века —концептуализм и акционизм, стремительно развивающиеся в Лондоне, одной из мировых столиц современного искусства.
Как и другая ее известная коллега по жанру перформанса Марина Абрамович, Хатум начинала свое творчество с исследований собственного тела. Одна из знаменитых ее работ того времени называлась «Инородное тело» («Corps étranger») — в ней ассистенты с помощью камер эндоскопов снимали изнутри и снаружи тело художницы. Позже записи этого перформанса, соединенные со звуками внутри человеческого тела, были объединены в инсталляцию, которую Хатум помещала в овальной комнате, давая зрителю возможность оказаться «внутри» художника. В этом она стала пионером в искусстве: Хатум первой начала использовать записи прошедших перформансов для последующего создания инсталляций.
В 1990-х ее работы почти полностью свелись к созданию масштабных инсталляций, в рамках которых она перепробовала, как кажется, все возможные техники создания произведений — от живописи, скульптуры и фотографии до вязания и изготовления художественного стекла. Во многих она трансформировала обыденные предметы (кровать, стулья, ложки или лампу) в опасные и угрожающие вещи, добиваясь самых разных зрительских эмоций — от интереса и желания до отвращения и страха. В других — возвращалась к судьбам своей родины, плетя паутину национальных узоров из собственных волос, выбивая антивоенные рисунки на коврах или выдувая автоматы и мины из разноцветного муранского стекла.
С тех пор персональные выставки художницы прошли во всех главных музеях мира (последняя ретроспектива была в прошлом году в Центре Помпиду в Париже), она становилась участницей крупнейших важных выставок, включая Венецианскую и Сиднейскую биеннале, Documenta XI в Касселе. В Москве ее работы появлялись дважды — на Московской биеннале современного искусства в 2013 году и на выставке в «Гараже».