Венский MUMOK, или Коллекция Людвига, — один из самых передовых музеев современного искусства в Европе. По масштабам его собрание вполне сопоставимо с парижским Центром Помпиду или Музеем Гуггенхайма — немецкий промышленник Петер Людвиг после войны собрал действительно огромную коллекцию, которой хватило на три полноценных музея. Два из них — в Кельне и в Русском музее Санкт-Петербурга — остаются в провинциальной тени, венский же собрат ведет активную деятельность, организуя выставки-блокбастеры два-три раза в год. И живопись всегда здесь занимает не последнее место. В нынешней экспозиции, заполнившей три основных этажа музея, она — королева искусств, способная даже в век высоких технологий силой кисти и краски достучаться до нового поколения.

На выставке «Картина 2.0: выражение в век информации» исследуют развитие и влияние новых технологий и медиа на живопись, начиная с 1960-х и вплоть до наших дней. MUMOK собрал более двухсот работ около сотни художников из разных стран, среди которых Кит Харинг и Ники де Сен-Фаль, Энди Уорхол и Герхард Рихтер, Манфред Куттнер и Зигмар Польке.

Мария Лассниг Твердая и мягкая машина 1988 Photo: Universalmuseum Joanneum, N. Lackner © Maria Lassnig Stiftung

Мария Лассниг
«Твердая и мягкая машина»
1988
Photo: Universalmuseum Joanneum, N. Lackner
© Maria Lassnig Stiftung

Экспозиция делится на три раздела. «Жест и зрелище» рассказывает о том, как живописные жесты художников отвечали нашествию массовой культуры, в частности телевидению. В «Эксцентричных формах» показывают изменение телесности в живописи под влиянием медиа, а в «Социальных сетях» — влияние общества на искусство.

Филип Гастон Голова 1977 Photo: Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florenz © Estate of Philip Guston

Филип Гастон
«Голова»
1977
Photo: Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florenz
© Estate of Philip Guston

Моника Баер "Вампир" 2007 © Monika Baer, courtesy Galerie Barbara Weiss

Моника Баер
«Вампир»
2007
© Monika Baer, courtesy Galerie Barbara Weiss

Даниель Бурен "Эмаль на холсте" 1965 © Bildrecht Wien, 2016, courtesy Buren Studios

Даниель Бурен
«Эмаль на холсте»
1965
© Bildrecht Wien, 2016, courtesy Buren Studios

Зигмар Польке "Печенье" 1985 Photo: Haydar Koyupinar © The Estate of Sigmar Polke, Köln, Bildrecht Wien, 2016

Зигмар Польке
«Печенье»
1985
Photo: Haydar Koyupinar
© The Estate of Sigmar Polke, Köln, Bildrecht Wien, 2016