Музей Прадо в предвкушении открытия «выставки столетия» уже начал продажу билетов. Именно так в Мадриде анонсируется проект, посвященный 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, «сюрреалиста» Средневековья и самого загадочного голландского художника.

Однако в родном городе художника, Хертогенбосе или, как его называют местные, Ден-Босе, что в провинции Северный Брабант, чуть менее двух недель еще будет работать выставка «Иероним Босх. Видения гения». Причем ежедневно с восьми утра до одиннадцати вечера, ибо не ожидавший подобного ажиотажа музей Северного Брабанта вынужден был продлить часы работы.

Jacques Le Boucq "Portrait of Hieronymus, Bosch", 1550

Жак Ле Бук
«Портрет Иеронима Босха»
1550-е
Муниципальная библиотека, Аррас

Идея выставки-«блокбастера» родилась в 2001 году, когда мэр Ден-Боса Тон Ромбаутс посетил вернисаж в Роттердаме. В музее Бойманса – Ван Бёнингена тогда показывали восемнадцать полотен Босха из двадцати четырех, признанных специалистами подлинниками, и семь его рисунков. Кстати, одним из шедевров коллекции музея является «Блудный сын» 1503 года, по традиции считающийся автопортретом Босха.

Тем временем в Хертогенбосе, городе, где художник родился предположительно в 1450 году, жил, работал и покинул этот мир 9 августа 1516 года, нет ни его музея, ни одной его работы. Правда, функционирует Центр творчества Босха с копиями его произведений.

HieronymusBosch14

Иероним Босх
«Святая Анкамбер (Вильгефортис)», триптих
1495–1505
Музей Академии в Венеции

Зато архитектура кафедрального собора Святого Иоанна, шедевра брабантской готики, строившегося здесь как раз при жизни Босха, «населена» самыми фантастическими существами, полулюдьми-полуживотными, теми аллегориями и прочей чертовщиной, что никак не поддается расшифровке и в живописи художника.

Между прочим, на самом деле звали его Еруном ван Акеном. И это говорит о том, что семейство происходило из немецкого города Ахена. Псевдоним же был взят по сокращенному названию Хертогенбоса при возникшей необходимости каким-то образом обособиться от семейной мастерской — дед, отец по имени Антоний и трое дядей Иеронима профессионально занимались живописью. В 1480 году художник уже упоминается как Босх. Примерно в том же году он женится на купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Мервене. Наследников у них не осталось.

Было решено исправить досадную несправедливость и отметить 500-летие со дня смерти знаменитого земляка большим ретроспективным проектом, заодно сфокусировав внимание широкой публики на Хертогенбоcе.

HieronymusBosch6

Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
Фото: Joep Jacobs

Для подготовки был учрежден BRCP, Bosch Research and Conservation Project (Проект по исследованию и сохранению наследия Босха). В 2007 году авторитетный «босховед», эксперт по творчеству художника Йос Колдевей и Шарль де Мой, директор музея Северного Брабанта, представили мэрии проектную программу. Куратором выставки был назначен Маттейс Илсинк.

В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др.) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Многие работы были отреставрированы, многие части триптихов, хранящиеся в разных местах, воссоединились. Также был сделан ряд открытий и новых атрибуций.

HieronymusBosch10

Выставка «Иероним Босх. Видения гения»
Фото: Mike Brink

Творения Босха представлены в окружении произведений его учеников и последователей, предметов, относящихся к его эпохе: серебряной церковной утвари, манускриптов, изданий Библии, деревянной скульптуры, монастырской вышивки.

Дизайном выставки занималось бюро OPERA Amsterdam, погрузившее зрителя в мистический полумрак.

Перетекающее пространство залов разбито на темы: «Странствие жизни», «Жизнь Христа», «Святые», «Босх в Хертогенбосе», «Босх рисовальщик», «Конец света».

HieronymusBosch9

Выставка «Иероним Босх. Видения гения»
Фото: Mike Brink

Седьмого мая, в последний день работы выставки «Иероним Босх. Видения гения», музей будет работать для посетителей всю ночь. Кураторы дали название мероприятию «Ночь сов». Хорошо известно, как Босх любил изображать эту ночную птицу на своих полотнах, тем самым символически зашифровывая духовную слепоту и безжалостность всего сущего.

Bosch1

Иероним Босх
«Видение загробного мира»
1505–1515
Палаццо Гримани, Венеция

Восьмого мая, в воскресенье, на площади Хертогенбоса обещано грандиозное ночное видеошоу. Фигуры и сцены триптиха «Сад земных наслаждений» (работа из музея Прадо) будут проецироваться на фасад дома, где когда-то находилась мастерская семьи Босха, и на четыре здания справа от него.

На этом празднование Года Босха не закончится. Одним из многих событий станет выставка «Босх в Конго» (11 июня – 18 сентября). Знаменитый бельгийский художник Ян Фабр покажет монументальное мозаичное панно, посвященное Босху. «Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений, в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве — вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты», — пишет Фабр.

Иероним Босх «Поклонение волхвов» 1470–1480 Метрополитен-музей, Нью-Йорк, фонд Джона Стюарта Кеннеди, 1913 © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project

Иероним Босх
«Поклонение волхвов»
1470–1480
Музей Метрополитен в Нью-Йорке, фонд Джона Стюарта Кеннеди, 1913

HieronymusBosch7

Иероним Босх
«Чревоугодие»
Фрагмент триптиха «Корабль дураков»
1500–1510
Художественная галерея Йельского университета

HieronymusBosch4

Иероним Босх
«Иоанн Креститель (в пустыне)»
1490–1495
Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид

HieronymusBosch5

Иероним Босх
«Слышащий лес и зрячее поле»
Берлинский гравюрный кабинет

Иероним Босх «Искушение святого Антония» 1500–1510 Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити, фонд Уильяма Рокхилла Нельсона © Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project

Иероним Босх
«Искушение святого Антония»
1500–1510
Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити, фонд Уильяма Рокхилла Нельсона

HieronymusBosch3

Иероним Босх
«Святой Иоанн на Патмосе»
1490–1495
Берлинская картинная галерея

Иероним Босх «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами» (оборотная часть доски) ок. 1490-95

Иероним Босх
«Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами» (оборотная часть доски)
ок. 1490-95
Берлинская картинная галерея

Иероним Босх «Страшный суд» (триптих) ок. 1495-1505 Музей Грунинге в Брюгге

Иероним Босх
«Страшный суд» (триптих)
ок. 1495-1505
Музей Грунинге в Брюгге

Иероним Босх «Святой Иероним за молитвой» ок. 1485—95 Музей изящных искусств в Генте

Иероним Босх
«Святой Иероним за молитвой»
ок. 1485—95
Музей изящных искусств в Генте