Редко кто умеет показывать архитектурные выставки так, как это делают в Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке — объемно, ярко и увлекательно. Ведь их основные составляющие — это графика, макеты зданий и урбанистические фотографии, то есть материал визуально не столь привлекательный для рядового зрителя, как, например, живопись, скульптура или инсталляции. В MoMA и из этого умеют делать шоу — с интерактивом, видеопроекциями и ощущением присутствия в городе настоящего или будущего.
Фокус новой выставки — на архитектуре Японии. Точнее, японских архитекторах, притцкеровских лауреатах, несущих по миру свой утонченный минимализм, страсть к природе и буддийское умиротворение, охватывающее наблюдателя хоть внутри, хоть снаружи практически любого здания — от небольших частных домиков до огромных футуристических музеев и мостов.
В MoMA собрали своеобразную ретроспективу выдающихся творений трех поколений архитекторов.
Начинается эскпозиция с Тойо Ито, 74-летнего автора первых “алюминиевых” домов 1970-х, величественного стадиона на Тайване, “самого красивого небоскреба в мире” — башни Porta Fira в Барселоне.
Далее — объекты звездного бюро SANAA, учрежденного Кадзуо Седзимой и Рюэ Нисидзавой (именно они построили New Museum в Нью-Йорке и филиал Лувра в Ленсе, возвели флагманский бутик Dior в Токио, реконструировали легендарный парижский универмаг La Samaritaine), работы Соу Фудзимото, Акихисы Хираты и других архитекторов.
И заканчивается проектами самого молодого, но уже невероятно успешного зодчего Дзюньи Исигами, получившего «Золотого льва» на Архитектурной биеннале в Венеции в 2010 году. Именно он сегодня занимается реконструкцией Политехнического музея в Москве.