Миланская I Saloni — это не просто тысячи новых предметов обстановки, представленных в шоу-румах и галереях города, а также на мебельной выставке в павильонах Rho Fiera. Начинающим художникам и дизайнерам всех мастей Неделя дизайна дает редкий шанс показать себя, а крупным компаниям (некоторые из них даже косвенно не связаны с интерьерами и архитектурой) — заняться продвижением своего бренда. Наконец, и власти Милана делают всё возможное, чтобы ежегодный фестиваль дизайна был как можно более красочным и продолжал привлекать толпы туристов и профессиональных посетителей.
Благодаря такому количеству заинтересованных лиц каждую вторую неделю апреля город буквально расцветает — на улицах появляются поп-ап скульптуры и павильоны, объекты паблик-арта и много сопровождающей неделю дизайна графики: постеры, указатели и карты. Владельцы большинства крупных магазинов — от известных марок одежды и обуви до книжных и аптек — украшают свои витрины, а некоторые даже «отмечаются» на дизайн-карте в качестве объектов фестиваля. В независимых галереях, музеях и открытых специально для этого старинных палаццо проходят выставки и инсталляции, продвигающие не только главных игроков рынка — производителей предметов обстановки, но и другие бренды категории люкс: часовые, ювелирные и автомобильные. В нашем обзоре — десять самых ярких и запоминающихся инсталляций этого года.
1. Time is Time, студия DGT для компании Citizen
Citizen — марка часов из Японии — пригласила французскую студию DGT поразмыслить о природе времени и спроектировать инсталляцию на эту тему. Дизайнеры наполнили затемненный зал галереи Superstudio Piu тысячами стеклышек от часов, закрепленными на прозрачных нитях, которые тянутся от пола к потолку. Искусно подсвеченная изысканная инсталляция напоминает брызги водопада или капли дождя, замершие в воздухе.
2. Salone del Automobile, Ли Брум
Британский дизайнер Ли Брум и его грузовичок стали объектами всеобщего внимания. «В прошлом году все только и говорили, что про всякие палаццо. Половина выставок проходила в них, — рассказывает Брум. — В этом году я решил приехать в Милан с собственным палаццо в грузовом отсеке автомобиля». Грузовик, оформленный дизайнером в Лондоне, прибыл в Милан к началу фестиваля и перемещался по городу в течение дня, паркуясь в главных дизайнерских районах Милана. Интерьер грузового контейнера выполнен с дворцовой торжественностью и служит отличным фоном для новой коллекции светильников Optical по дизайну Брума.
3. Colors, Паола Навоне для Barovier & Toso
Тема грандиозной инсталляции Паолы Навоне для венецианских производителей светильников Barovier & Toso — мультикультурализм. Роскошные люстры из муранского стекла были размещены в шести огромных юртах с этническими акцентами и разноцветной подсветкой: легко угадываются Япония и Китай, а также условные Африка и Индия.
4. Anticipation, студия Formafantasma для Lexus
Инсталляция студии Formafantasma для Lexus не случайно называется «Предвосхищение», как ни странно, в ней не используется ни один автомобиль этого известного бренда. Вместо того чтобы поставить на подиум машину, дизайнеры создали кинетическую скульптуру с ее изображением, а остальное пространство оформили, вдохновившись технологическими разработками Lexus, в том числе проектом создания водородного двигателя.
5. 50 chairs, Nendo
Мы уже писали о коллекции стульев по мотивам японских комиксов манга, которую бюро Nendo подготовило к Миланской неделе дизайна, но нельзя снова не упомянуть талантливых японцев, отдав дань мастерству, с которым была оформлена инсталляция. Пятьдесят стульев из зеркальной стали были расставлены во дворе церкви Сан-Симпличано на белом квадрате, окруженном со всех сторон черным ковролином, которым были отделаны пол и стены старинной аркады.
6. Light and Shadow, Nendo для Marsotto Edizioni
Основатель Nendo Оки Сато утверждает, что секрет неправдоподобной продуктивности японского дизайн-бюро в том, что он каждый день приходит на работу в девять утра, а уходит в шесть вечера. Не удивительно, что, справляясь с сотнями разных проектов ежегодно, Nendo и на Миланской неделе дизайна успели отметиться в нескольких местах. Для специалистов по мраморной мебели Marsotto Edizioni японские дизайнеры создали инсталляцию, разделяющую выставочный зал в палаццо Понти на две половины черного и белого цвета. Предметы были расставлены таким образом, что обе части инсталляции казались зеркальным отражением друг друга.
7. Reality or Illusion? Ферруччо Лавиани для Foscarini
Итальянский дизайнер Ферруччо Лавиани уже давно сотрудничает со световым брендом Foscarini; вот и в этом году он оформил выставочный зал компании, раскрасив потолок и стены яркими многоугольниками, которые искажают пространство. Чтобы дополнить эффект «Алисы в стране чудес», дизайнер использовал гигантские версии потолочных светильников.
8. Forest of Light, Су Фудзимото для Cos
Марка Cos пригласила японского архитектора Су Фудзимото, который создал одну из самых красивых инсталляций этого года, размещенную в неработающем театре 1930‑х годов в районе Сан-Бабила. Отдавая дань истории здания, Фудзимото использовал проекторы с направленным светом, чтобы создать световые конусы, похожие на стволы огромных деревьев. Благодаря сенсорам движения проекторы реагировали на появление людей, и конусы света начинали передвигаться по залу. Иллюзия бесконечного пространства была достигнута благодаря почти полной темноте, зеркалам, искусственному туману и мистическому саундтреку.
9. Дзё Нагасака для Kinnasand
Еще один проект японского происхождения: для шведской текстильной фабрики Kinnasand архитектор Дзё Нагасака спроектировал минималистскую, но очень трепетную и поэтичную инсталляцию, представляющую собой четыре скульптуры цилиндрической формы из ткани. При создании инсталляции был использован текстиль из коллекции Zoom и оптоволокно, придавшее цилиндрам необходимую жесткость. Полупрозрачные «облака» с неровными краями и фактурной поверхностью, расставленные на фоне светлого пола и бледно-голубых стен, передают ощущение покоя и безмятежности.
10. Color Machine, Хелла Йонгериус для Vitra
Цель жизнерадостной инсталляции, придуманной голландкой Хеллой Йонгериус для Vitra, — продемонстрировать богатый архив цветов и материалов швейцарского бренда. Образцы тканей, разделенные на группы по оттенкам (красные, зеленые, светлые и темные), были разложены на круглых подиумах, которые вращались на манер уложенной набок юлы. Под потолком и в глубине шоу-рума дизайнер разместила девять огромных колес с частями культовых предметов мебели Vitra: пластиковыми стульями Вернера Пантона, сиденьями от стульев по дизайну Чарльза и Рэй Имз, деталями стола Жана Пруве и так далее.