Футуристические пространства музея MAXXI в Риме, спроектированного Захой Хадид, потрясающе рифмуются с утопическим дизайном Superstudio.

Пятидесятилетию с момента основания одной из самых радикальных итальянских арт-групп посвящается ретроспективная выставка.

«В концепцию MAXXI входит продвижение не только современных художников, но и изучение творчества великих мастеров, которые повлияли на сегодняшние творческие проекты, а Superstudio, без сомнения, в их числе», — сказала на вернисаже Джованна Меландри, президент Fondazione MAXXI.

24_MAXXI_SUPERSTUDIO50-1

Monumento Continuo. Piazza Navona. 1970

В 1966 году во Флоренции произошло стихийное бедствие — разрушительной силы наводнение реки Арно. В декабре того же года и в той же Флоренции архитекторы Адольфо Наталини и Кристиано Торальдо ди Франча вздумали объединиться в группу, чтобы заняться исследованиями в области архитектуры и дизайна. Позднее к ним присоединились Пьеро Фрассинелли и братья Роберто и Джанкарло Магрис. Сокрушители основ, они ставили под сомнение идеи рационализма и модернизм уже не считали передовым течением, предлагая заменить традиционный город новой жилой суперструктурой. Архитектуре же здесь отводилось весьма символическое место.

Проект Monumento Continuo представлял собой матрицу для конструирования среды обитания, нейтральный модульный ландшафт, который можно расширять и множить бесконечно.

24_MAXXI_SUPERSTUDIO50-17

Monumento Continuo. Grand Hotel Colosseo. 1969
Courtesy Fondazione MAXXI

Группа Superstudio, переосмысляя базовые социальные принципы, подвергала критике мир потребления и консюмеризма. Свои утопические концепции архитекторы представляли в виде эскизов, коллажей и фотомонтажей и, кажется, не помышляли всерьез о фактической реализации собственных видений. К примеру, здания Пизы они предлагали сделать наклонными. Все, за исключением знаменитой башни-баптистерия. Или, скажем, Superstudio мечтали об основании «Умного города», жителями которого являлись бы человеческие мозги, заключенные в металлическую оболочку.

24_MAXXI_SUPERSTUDIO50-2

Основополагающие акты. Образование. Проект 1. 1971
Courtesy Fondazione MAXXI

Но надо сказать, группа не так долго испытывала на прочность возможности архитектуры и урбанизма. Обратившись к предметному дизайну, Superstudio проектировали стулья, кабинеты и столы. В том числе выпустили серию столов Quaderna из белого ламината с рисунком, нанесенным шелкографическим способом.

Несмотря на то что в 1978 году группа распалась и каждый из ее членов пустился в самостоятельное плавание, передовые идеи Superstudio оставили след в умах, влияя на творчество следующего поколения архитекторов, в том числе той же Захи Хадид, Рема Колхаса и Бернара Чуми.