Двойной юбилей отмечают в этом году в палаццо Грасси, одном из двух частных музеев современного искусства в Венеции, принадлежащих миллиардеру и коллекционеру Франсуа Пино.
Во-первых, самому музею в его нынешнем виде исполняется десять лет. В идеально отреставрированном дворце с выходом на Большой канал уже прошло немало нашумевших выставок — от сборных до монографических экспозиций классиков современного искусства.
Во-вторых, своеобразный юбилей и у Зигмара Польке, крупнейшего немецкого художника XX века: тридцать лет назад, в 1986 году, он получил «Золотого льва» как лучший художник Венецианской биеннале современного искусства за свою тотальную инсталляцию в павильоне Германии. Та памятная работа под названием «Атанор», тематически объединяющая алхимию и политику, станет отправной точкой и на нынешней ретроспективе.
Взлет карьеры Польке, как и многих других нынешних европейских классиков современного искусства, пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х. Его называют постмодернистом в живописи, хотя трудно однозначно оценивать направление и технику, в которой работал мастер, – кажется, ему было подвластно все: от реализма до абстракции, от графики до скульптуры и фотографии. Он несколько раз объехал весь свет, а вместе с другим классиком-соратником Герхардом Рихтером придумал свой вариант поп-арта — «капиталистический реализм», в котором смог вдоволь оттоптаться на розовой американской жвачке, которую без устали штамповали Уорхол и его фабрика.
Сегодня работы Польке есть в каждом приличном музее мира, и не только занимающемся современным искусством. Например, монументальные ироничные работы хранятся и в Национальной галерее Вашингтона, и в отделе современного искусства парижского Лувра.
В основе выставки в палаццо Грасси — большой массив живописи из коллекции самого Франсуа Пино. Работы уже принимали участие в разных сборных проектах в другом его музее в Венеции — Пунта делла Догана. Одна из самых известных, «Осевой век», станет отправной точкой экспозиции.