Двойной юбилей отмечают в этом году в палаццо Грасси, одном из двух частных музеев современного искусства в Венеции, принадлежащих миллиардеру и коллекционеру Франсуа Пино.

Во-первых, самому музею в его нынешнем виде исполняется десять лет. В идеально отреставрированном дворце с выходом на Большой канал уже прошло немало нашумевших выставок — от сборных до монографических экспозиций классиков современного искусства.

Во-вторых, своеобразный юбилей и у Зигмара Польке, крупнейшего немецкого художника XX века: тридцать лет назад, в 1986 году, он получил «Золотого льва» как лучший художник Венецианской биеннале современного искусства за свою тотальную инсталляцию в павильоне Германии. Та памятная работа под названием «Атанор», тематически объединяющая алхимию и политику, станет отправной точкой и на нынешней ретроспективе.

Взлет карьеры Польке, как и многих других нынешних европейских классиков современного искусства, пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х. Его называют постмодернистом в живописи, хотя трудно однозначно оценивать направление и технику, в которой работал мастер, – кажется, ему было подвластно все: от реализма до абстракции, от графики до скульптуры и фотографии. Он несколько раз объехал весь свет, а вместе с другим классиком-соратником Герхардом Рихтером придумал свой вариант поп-арта — «капиталистический реализм», в котором смог вдоволь оттоптаться на розовой американской жвачке, которую без устали штамповали Уорхол и его фабрика.

SigmarPolke7

Gugu ung Georg, 1983
Pinault Collection
Courtesy Zwirner & Wirth Gallery, New York
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

Сегодня работы Польке есть в каждом приличном музее мира, и не только занимающемся современным искусством. Например, монументальные ироничные работы хранятся и в Национальной галерее Вашингтона, и в отделе современного искусства парижского Лувра.

В основе выставки в палаццо Грасси — большой массив живописи из коллекции самого Франсуа Пино. Работы уже принимали участие в разных сборных проектах в другом его музее в Венеции — Пунта делла Догана. Одна из самых известных, «Осевой век», станет отправной точкой экспозиции.

SigmarPolke

Ohne Titel, 1972
Pinault Collection
Courtesy Michael Werner Gallery, New York
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

SigmarPolke2

Ohne Titel (Sicherheitsverwahrung), 1979
Collection Musée d’Art de Toulon
Ph: Philippe Besacier
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

SigmarPolke3

Magische Quadrate I: Saturn, 1992
Private collection
Ph: Fridtjof Versnel
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

SigmarPolke4

Indigo, 1986
Private Collection
Ph: Lothar Schnepf
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

SigmarPolke5

Hermes Trismegistos I-IV, 1995
Collection De Pont museum, Tilburg (NL)
Ph: Peter Cox
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

Die Trennung des Mondes von den einzelnen Planeten, 2005
Pinault Collection
Ph: Wolfgang Morell
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016

SigmarPolke9

Conjunctio, 1983
Private Collection
Ph: Lothar Schnepf
© The Estate of Sigmar Polke / SIAE, Roma 2016