Уроженец испанской Валенсии Сантьяго Калатрава (1951) заслужил всемирное признание и прославился как проектировщик мостов, хотя в его портфолио есть и крученый небоскреб Turning Torso в Мальмё, и Оперный театр в Санта-Крус-де-Тенерифе, и диспетчерская вышка аэропорта в Бильбао, и винодельня «Бодегас Исиос» в Алава, и художественный музей Милуоки в штате Висконсин. Но все же, в списке из семидесяти реализованных проектов тридцать пунктов занимают мосты, за травмоопасность (мосты в Бильбао и Венеции) и дороговизну которых зодчего вечно упрекают.

Проект транспортного узла для Всемирного торгового центра (Нью-Йорк, Нижний Манхэттен), фактически заменяющего собой разрушенный 11 сентября 2001 года Port Authority Trans-Hudson, Калатрава представил еще в 2004 году. Узел должен был восстановить нарушенную связь нью-йоркского метро с переходами к башням-близнецам.

okulus5

В качестве символа жизни и надежды полный энтузиазма Сантьяго Калатрава предложил здание в форме гигантского белоснежного голубя, раскрывающего крылья. Был тогда объявлен и бюджет стройки, 2 млрд долларов, который мирно ложился на плечи налогоплательщиков. За десять с лишним лет сумма выросла вдвое, что, разумеется, не могло не вызвать гнев горожан, равно как и тот факт, что вместо ранее запланированного порхающего голубя они увидели непонятно чей скелет.

Между ребрами — ритмично повторяющимися металлическими каркасными конструкциями — вставлено стекло. Сквозь него льется свет. А он, по мнению автора, главный элемент проекта.

Итак, первая очередь самого дорогого в мире вокзала, так называемый Окулус — поражающий размерами зал с магазинами и кафе, была запущена недавно. Длина зала 120 м, ширина 44 м, высота 49 м. Чрезмерная гладкость и белоснежность его мраморного пола вновь вызвала справедливое опасение публики.

okulos okulus okulus2 okulus3 okulus4