Русский музей в Петербурге знает толк в рецептах по заманиванию зрителя. Проекты, объединенные общей темой, традиционно встречают живой отклик у почтеннейшей публики. Многие помнят выставки «Портрет семьи», «Спорт в искусстве», «Приглашение к обеду». Теперь «Цирк», тема, столь любимая многими художниками XIX-XXI вв.

Этот внешне яркий мир с невидимыми слезами вдохновлял Александра Бенуа, Александра Яковлева, Александра Шевченко, Василия Шухаева, Сергея Судейкина, Константина Сомова, Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева, Артура Фонвизина, Михаила Шемякина, Наталью Нестерову. В рисунках и живописи художники изображали цирковое искусство, его будничность, усталых акробатов, наездниц, клоунов, Арлекино и Пьеро, снявших маски.

Прибегая к цирковым мотивам, языку буффонады, лицедейству, эпатажу на грани трюка, оптической иллюзии и гротеска, художники затрагивали какие-то очень глубокие, вечные темы.

А. Агабеков "Клоун", 1980

А. Агабеков
«Клоун», 1980
Государственный русский музей

В.М. Васнецов "Акробаты на празднике в окрестностях Парижа", 1877 Государственный русский музей

В.М. Васнецов
«Акробаты на празднике в окрестностях Парижа», 1877
Государственный русский музей

А.В. Шевченко "Пьеро и Арлекин. Братья Сирано-жонглеры", 1920 Государственный русский музей

А.В. Шевченко
«Пьеро и Арлекин. Братья Сирано-жонглеры», 1920
Государственный русский музей

Шухаев В.И. и Яковлев А.Е. "Автопортрет. Алекин и Пьеро", 1914 Государственный русский музей

Шухаев В.И. и Яковлев А.Е.
«Автопортрет. Алекин и Пьеро», 1914
Государственный русский музей

Н. Пирогова "Цирковая наездница", 1900-е Государственный русский музей

Н. Пирогова
«Цирковая наездница», 1900-е
Государственный русский музей