Музей Victoria & Albert рассказывает о влиянии мастера на Магритта, Уорхола и Синди Шерман
Гений итальянского Ренессанса Сандро Ботттичелли (1445 — 1510) после смерти был предан забвению почти на триста лет, пока его тонкий нежный рисунок и небесные лики мадонн вновь не были по достоинству оценены. Прежде всего — британскими прерафаэлитами, объединением художников в XIX веке в Великобритании, отвергавшими всяческие нововведения в искусстве и поклонявшимися традициям Возрождения. Большая выставка первых имен этого союза — Данте Габриэля Россетти, Джона Миллеса, Эдварда Бёрн-Джонса и других, — проходила два года назад в ГМИИ имени А.С. Пушкина, где их связь с возрожденческой традицией, от выбора мифологических и религиозных сюжетов до манеры письма, была отчетлива видна.
Прерафаэлиты были практически первыми в свое время, но далеко не единственными поклонниками таланта великого живописца. По мере становления и открытия для публики великих мировых музеев, слава Боттичелли начала распространяться повсеместно. Для иконографии Галереи Уффици во Флоренции, где хранятся главные шедевры мастера, его «Рождение Венеры» стало таким же ярким запоминающимся образом, каким стала «Мона Лиза» Леонардо для Лувра.
Кураторы выставки, впервые собранной в Берлинских государственных музеях в прошлом году, когда отмечалось 570-летие художника, взялись показать, что влияние Боттичелли на живописцев, скульпторов и дизайнеров, распространяется до сих пор. Оттого в экспозицию вошли не только прерафаэлиты, но и самые разные художники со всего мира последних 150 лет — Морис Дени, Эдгар Дега, Рене Магритт, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Синди Шерман и десятки других.
Кроме того, музей Victoria & Albert не был бы собой, то есть великим музеем декоративно-прикладного искусства, если бы не включил в экспозицию работы современных дизайнеров, вдохновленных гением Сандро. И их здесь как минимум двое — это Elsa Schiaparelli и Dolce & Gabbana, которые использовали работы Боттичелли в своих принтах разных лет.