Музей Victoria & Albert рассказывает о влиянии мастера на Магритта, Уорхола и Синди Шерман

Гений итальянского Ренессанса Сандро Ботттичелли (1445 — 1510) после смерти был предан забвению почти на триста лет, пока его тонкий нежный рисунок и небесные лики мадонн вновь не были по достоинству оценены. Прежде всего — британскими прерафаэлитами, объединением художников в XIX веке в Великобритании, отвергавшими всяческие нововведения в искусстве и поклонявшимися традициям Возрождения. Большая выставка первых имен этого союза — Данте Габриэля Россетти, Джона Миллеса, Эдварда Бёрн-Джонса и других, — проходила два года назад в ГМИИ имени А.С. Пушкина, где их связь с возрожденческой традицией, от выбора мифологических и религиозных сюжетов до манеры письма, была отчетлива видна.

Dante Gabriel Rossetti La Ghirlandata, 1873

Dante Gabriel Rossetti
«La Ghirlandata», 1873

Прерафаэлиты были практически первыми в свое время, но далеко не единственными поклонниками таланта великого живописца. По мере становления и открытия для публики великих мировых музеев, слава Боттичелли начала распространяться повсеместно. Для иконографии Галереи Уффици во Флоренции, где хранятся главные шедевры мастера, его «Рождение Венеры» стало таким же ярким запоминающимся образом, каким стала «Мона Лиза» Леонардо для Лувра.

2016JB1179

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

Кураторы выставки, впервые собранной в Берлинских государственных музеях в прошлом году, когда отмечалось 570-летие художника, взялись показать, что влияние Боттичелли на живописцев, скульпторов и дизайнеров, распространяется до сих пор. Оттого в экспозицию вошли не только прерафаэлиты, но и самые разные художники со всего мира последних 150 лет — Морис Дени, Эдгар Дега, Рене Магритт, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Синди Шерман и десятки других.

Yin Xin Venus, after Botticelli, 2008

Yin Xin
«Venus, after Botticelli», 2008

Кроме того, музей Victoria & Albert не был бы собой, то есть великим музеем декоративно-прикладного искусства, если бы не включил в экспозицию работы современных дизайнеров, вдохновленных гением Сандро. И их здесь как минимум двое — это Elsa Schiaparelli и Dolce & Gabbana, которые использовали работы Боттичелли в своих принтах разных лет.

2016JB1176

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

2016JB1156

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

Сандро Боттичелли "Портрет молодого человека", 1482–1485 гг.

Sandro Botticelli
«Portrait of a Young Man», 1482–1485 гг.

2016JB1248

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

David LaChapelle "Rebirth of Venus", 2009

David LaChapelle
«Rebirth of Venus», 2009

Walter Crane "The Renaissance of Venus", 1877

Walter Crane
«The Renaissance of Venus», 1877

2016JB1247

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

Sandro Botticelli "The Virgin and Child with Two Angels", 1490

Sandro Botticelli
«The Virgin and Child with Two Angels», 1490

William Morris, John Henry Dearle, Morris & Co. "The Orchard", 1890

William Morris, John Henry Dearle, Morris & Co.
«The Orchard», 1890

2016JB1135

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

Sandro Botticelli "Allegory of Abundance or Autumn", 1480-1485 гг.

Sandro Botticelli
«Allegory of Abundance or Autumn», 1480-1485 гг.

2016JB1219

Экспозиция выставки «Botticelli Reimagined»
Музей Victoria & Albert

Venus Dress: Look 15 Dolce & Gabbana S/S Fashion Show in Milan, Italy, 1993.

Venus Dress: Look 15
Dolce & Gabbana S/S Fashion Show in Milan, Italy, 1993