Выставкой «От Шагала до Малевича. Русский авангард» в знаменитом музее Albertina в Вене музеи мира продолжают праздновать 100-летний юбилей «Черного квадрата» Казимира Малевича, который отмечался в прошлом году.
Экспозиции с участием русских художников начала XX века прокатились в 2015-м по Европе и Америке, а, пожалуй, самую значительную собрал Fondation Beyeler в Базеле. Там кураторы реконструировали легендарную «Последнюю футуристическую выставку картин «0,10», открывшуюся 19 декабря 1915 года в Петрограде. Именно на той вошедшей в историю экспозиции зрители впервые увидели серию работ Малевича в духе супрематизма. Именно на ней был впервые представлен «Черный четырехугольник», не без вызова помещенный в «красный угол» и ставший, по сути, символом русского авангарда.
Без «Квадрата» масштабная венская выставка, конечно, тоже не смогла бы обойтись. Одну из трех версий для Вены предоставил Русский музей (две другие хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже), как и большинство других произведений авангардистов, среди которых есть, кажется, все главные представители направления — от Кандинского и Гончаровой с Ларионовым до Родченко, Ольги Розановой и Аристарха Лентулова.
Всего в залах Albertina выставили 130 шедевров авангарда, сгруппировав их в одиннадцати тематических главах, посвященных как направлениям в живописи авангарда (лучизм, супрематизм, кубофутуризм и т.д.), так и отдельным художникам.

Марк Шагал, «Прогулка», 1917-1918

Кузьма Петров-Водкин, «Фантазия», 1925

Марк Шагал, «Красный еврей», 1915

Александра Экстер, «Абстрактная композиция», 1917/18

Наталья Гончарова, «Синяя корова», 1911

Натан Альтман, «Портрет Анны Андреевны Ахматовой», 1914

Борис Григорьев, «Портрет Всеволода Мейерхольда», 1916

Каземир Малевич, «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна», 1913

Казимир Малевич, «Человек в супрематическом ландшафте», 1930/31