Леон Бакст был художником-универсалом. В нем одном прихотливо соединились таланты блистательного сценографа легендарных «Русских сезонов», выдающегося портретиста и рисовальщика, дизайнера, театрального декоратора, журнального и книжного иллюстратора, законодателя парижских мод и нового стиля «модерн».
Выставка, открывающаяся 24 февраля в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), приурочена к 150-летию со дня рождения мастера, члена художественного объединения «Мир искусства».
Уроженец Гродно Лев Самойлович (Лейб-Хаим Израилевич) Розенберг (1866–1924), сократив в 1899 году фамилию бабушки, Бакстер, прославился под псевдонимом Леон Бакст. Художник Мстислав Добужинский напишет о нем: «Общественный поворот вкуса в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».

Автопортрет, 1893
Эскизы Бакста к костюмам дягилевских балетов «Шахерезада», «Клеопатра», «Послеполуденный отдых фавна», «Пери», «Нарцисс», «Синий бог», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя» давно стали хрестоматией стиля.
Но зритель увидит не только театральное наследие, эскизы и выполненные по ним образцы тканей и моделей одежды. Куратор выставки, искусствовед Владимир Круглов собрал блок знаковых живописных работ художника, в том числе «Автопортрет», «Ужин», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Древний ужас». Центральный музей ВМФ предоставил монументальное полотно «Встреча адмирала Авелана в Париже» (1898-1900). Из Третьяковской галереи прибыл портрет жены Бакста, Любови Гриценко. Вещи для экспозиции в Русском музее передали и частные коллекционеры.
7 июня выставка переедет в Москву и будет показана в залах ГМИИ им А.С.Пушкина.

Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909

Эскиз к балету «Клеопатра», 1909

«Портрет С.П.Дягилева с няней», 1906

«Портрет З.Н.Гиппиус», 1906