Стокгольмская неделя дизайна не так масштабна, как январские выставки в Париже и Кельне, но не менее интересна: именно здесь можно увидеть главные новинки скандинавских брендов, познакомиться с работами талантливой молодежи из Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии и проанализировать основные тенденции года. Мы собрали 15 лучших предметов и коллекций, представленных в ходе SDW в этом году.
1
Одна из самых заметных новинок Stockholm Design Week — совместная коллекция финского бренда Iittala и японского модного дома Issey Miyake. Серия аксессуаров для дома включает 30 предметов, в том числе подушки и салфетки в духе оригами, асимметричные многоугольные блюда из глазированной керамики и стеклянные сосуды простой формы. Пастельные оттенки, красота фактур и минимализм, равно любимый как японцами, так и финнами, делают эту коллекцию одной из самых успешных в истории фабрики Iittala, которая отмечает в этом году свое 135-летие.
2
Шведское дизайн-бюро Färg & Blanche представило на выставке сразу две симпатичные новинки для бренда Gärsnäs, каждая из которых — результат эксперимента с методами обработки материалов. Кресла и диван Julius демонстрируют необычный способ обивки: деревянные спинка и подлокотники предметов буквально прострочены насквозь, а шов выделен контрастными нитями на их обратной стороне. Это замысловатое решение носит не только декоративный характер; благодаря ему спинка и подлокотники становятся заметно тоньше обычного, а предметы выглядят более изящно.
Также бюро пополнило коллекцию Succession новыми зеркалами в кожаных рамах, которые кажутся стегаными, но на самом деле сделаны методом петеряжки кожи веревками. Следы от веревок остаются на коже после нагрева и постепенного охлаждения перетянутых предметов.
3
Асимметричный светильник Alto — одна из новинок шведской фабрики Wästberg. Создавая его, дизайнер Дирк Винкель ориентировался на визуальные принципы бруталистской и деконструктивистской архитектуры. Простота формы и гармоничные пропорции помогли Alto завоевать награду Best Product в рамках конкурса Editor’s Choice Award, проходившего на выставке Stockholm Furniture & Light Fair, которая была частью Недели дизайна.
4
Приятно сознавать, что наши соотечественники — авторы одного из самых симпатичных стендов выставки. Основатели проекта Izba Project, представленного в прошлом году в Милане, Татьяна Кудрявцева и Ярослав Мисонжников привезли в Стокгольм выставку «Натуралист«, подготовленную шестнадцатью дизайнерами из России. Сюжет выставки — интеграция городского жителя в природный контекст — удачно перекликается с темой Stockholm Furniture & Light Fair 2016, посвященной предметам обстановки для террас, балконов, патио и веранд. Российские дизайнеры спроектировали оригинальные кашпо и подставки для домашних растений, вазы и чаши для цветов, контейнеры, ткани и другие аксессуары.
5
Британец Том Диксон известен своими металлическими светильниками, которые часто копируют, и брутальной мебелью. Свой интерес к индустриальной эстетике дизайнер выразил и в новой серии ковров для датской компании Ege. Вдохновением для Диксона стали улицы Лондона; повторяющиеся узоры на коврах созданы на основе его городских наблюдений: так, модель Crack напоминает растрескавшийся асфальт, Smoke — дым от выхлопной трубы, Tide — серую воду Темзы.
6
Исландская дизайн-студия Umemi подхватила тенденцию использовать предметы крупной вязки в интерьере и выпустила коллекцию ярких подушек-узлов Notknot.
7
Диван Hector по проекту норвежцев Anderssen&Voll — нечто среднее между традиционным кожаным диваном и легкой модернистской моделью на тонких ножках. От первого дизайнеры оставили самое главное: огромные мягкие подушки из фактурной рыжей кожи, но расположили их на тонком каркасе, обтянутом нейтральным текстилем, а строгость форм подчеркнули контрастным шнуром.
8
Шведская компания Offecct, производящая звукоизолирующие панели и перегородки, пригласила к сотрудничеству японского дизайнера Джина Курамото который создал коллекцию ширм The Wind. «Мне хотелось привнести в интерьер красоту случайных образов, которые встречаются в природе, — объясняет дизайнер, описывая округлые ширмы на бетонных основаниях. — С помощью The Wind можно вырастить целый лес природных форм в пространстве с хаотичной акустикой».
9
Еще одна работа талантливого японца Курамото — полупрозрачные чаши Phantom, созданные для коллекции аксессуаров Smaller Objects дизайн-студии Claesson Koivisto Rune. Почти невесомые чаши сделаны из полиэстровой сетки, спрессованой при высокой температуре, и выкрашены с эффектом деграде.
10
Дизайнеры уже давно провозгласили, что вешать на стену голову убитого животного или его рога — дурной тон. Вариантов замены придумано множество: пластиковые и картонные рога с зеркалами, гипсовые и текстильные головы-трофеи, металлические рога-вешалки и так далее. Финская фабрика BEdesign предлагает еще один — угловатую дубовую полку для книг и мелочей Deer, напоминающую голову дикого оленя.
11
Мы уже упоминали, что постмодернизм 1980-х годов возвращается в моду, и коллекция столиков Freckles and Shine шведской студии Fish and Pink очередное тому подтверждение. Столешницы столиков Confetti и Balance сделаны в технике terrazzo из каменной крошки, воды и цемента, а массивные основания-плиты — из прессованного древесноволокнистого материала под названием Valchromat. Смелую геометрию столиков и насыщенную окраску дополняют детали из латуни и натурального дерева.
12
Молодые шведские дизайнеры из бюро Haha также обращаются за вдохновением к истории дизайна. В основу мебельной коллекции Vima легли предметы эпохи Баухауза и новаторская для того времени технология, позволявшая сгибать стальные трубки и использовать их для создания каркасов кресел, столов и другой мебели.
13
Переносная аудиоколонка Helsinki компании Vifa больше похожа на модный аксессуар, чем на гаджет: она сделана в форме дамской сумочки с кожаной ручкой и динамиком, обитым текстилем бренда Kvadrat.
14
Дизайнеры Ксинью Венг и Тао Хайю из берлинской студии Yuue Design спроектировали минималистичный торшер Balancer с механизмом, который позволяет менять угол наклона лампы. «Мы не стали прятать механизм, наоборот, мы продемонстрировали его во всей его красоте, и это украшает светильник лучше любого декора», — рассказывают дизайнеры.
15
Одной из важных тем Недели дизайна в Стокгольме стала акустика в интерьере и способы звуковой изоляции. Сразу несколько брендов представили проекты ширм, настенных покрытий и перегородок, а дизайнеры из финской студии MottoWasabi придумали для компании Vivero оригинальный предмет под названием Tomako — фетровый купол, в котором можно спрятаться от шума. Купол укреплен на длинной ножке, похожей на ножку торшера, и предназначен для лобби и открытых офисов.