В 2005-м году Москва принимала ретроспективу одного из ведущих скульпторов современности Тони Крэгга в Центральном доме художника. Выставка наделала достаточно шума и была одной из самых посещаемых в тот момент — тогда, как, впрочем, и сейчас, столица не была избалована визитами международных звездных художников. А один из основателей движения «Новая британская скульптура» (его сподвижниками были такие художники, как Аниш Капур, Барри Флэнаган и Энтони Гормли), возникшего в начале 1980-х, приезжал на вернисаж, был чрезвычайно мил и раздавал интервью пачками. Теперь на очереди Санкт-Петербург, где 2 марта откроется его выставка «Скульптура и рисунки» в Главном штабе Государственного Эрмитажа, год от года утверждающегося в статусе флагмана современного искусства северной столицы.

Ложные кумиры, Гремания, 2011 / Эллиптическая колонна Германия, 2012 © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

1. Ложные кумиры, Гремания, 2011
2. Эллиптическая колонна, Германия, 2012
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

Сегодня 66-летний скульптор живет в Германии, а его узнаваемые плавающие формы из стали и бронзы, в которых вдумчивый зритель различает человеческие профили и стихии, заполнили многие площади и скверы мира, от Шанхая до Хьюстона.

Стопка прозрачного стекла Германия, 2000 © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

Стопка прозрачного стекла, Германия, 2000
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

На выставку в Эрмитаж приедут и такого рода работы, а еще множество графики и произведений из самых разных материалов — стекла, резины, дерева, бетона — созданных в разные годы под влиянием итальянского arte povera («бедного искусства»). Использование этих материалов в своих скульптурных инсталляциях Крэгг обычно объясняет техническим и художественным прогрессом: «В XX веке появились сотни новых материалов, а Марсель Дюшан еще в начале прошлого века понял, что скульптурой может быть все, что угодно. В том числе индустриально сделанный предмет, хотя бы и обычный писсуар. И мы просто не можем игнорировать все эти новации».

Монастырь, Германия, 1988
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

Без названия (№ 3248) Германия, 2007 © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

Без названия (№ 3248), Германия, 2007
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo